МБДОУ детский сад №10 УЛЫБКА город Моздок

Консультация для родителей "Роль музыки в духовном воспитании детей"


Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Она вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение. Без этого  жизнь человека оказывается обедненной и бессмысленной. 

Трудно разграничить духовное и нравственно- эстетическое воспитание или развитие дошкольников, так как, приобщая детей к шедеврам мирового искусства, знакомя их с произведениями великих композиторов П.Чайковским, С. Прокофьевым, Д.Кабалевским, Д.Лядовым, Римским-Корсаковым и другими мы влияем на духовный, внутренний мир ребенка через его эмоции и переживания.
 «Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка - это язык чувств».(Василий Александрович Сухомлинский).

Духовно-нравственное воспитание, это длительный процесс, который предполагает, внутреннее изменение каждого участника, и результат его может найти отражение не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее. В этом и заключается трудность оценивания эффективности проводимой работы.

Главной целью является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие приобретению им нравственного духовного опыта, основанного на народных традициях, традициях православной культуры. И задача музыкального руководителя - средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать не только интеллект, но и душу ребенка. Необходимо научить его ориентироваться в мире музыки,  познавать мир и в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире,  привить вкус. Приобщать к высшим духовным ценностям,создаввать одухотворенное игровое и образовательное пространство жизнедеятельности ребенка.
Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения.
Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно-нравственное развитие.

В детском саду, начиная с раннего возраста, ребенок слушает и подпевает потешки, колыбельные, народные прибаутки. Подражая музыкалльному руководителю, воспитателю, воспроизводит звуки на шумовых инструментах: погремушке, бубне, колокольчике, барабане. Но дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию. Очень важен при этом подбор музыкального материала. Материала, который бы соответствовал возрасту детей и вызывал живой познавательный интерес и желание петь, слушать и выполнять игровые действия.
Для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем детском саду на занятиях, в игре, на прогулке, на праздниках и развлечениях.
Музыкальная деятельность соприкасается со всеми образовательными областями, и структура музыкальных занятий способствует многогранному восприятию музыкального искусства. Различные виды музыкальной деятельности (музыкально - ритмические движения, слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные подвижные игры, театрализация) позволяют ребенку во всей полноте соприкоснуться с миром музыки.
Главное, что должен делать музыкальный руководитель, - научить смотреть и видеть, слушать и слышать, развивать внимание, умение выражать свое отношение к произведениям искусства. Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она может через эмоции и чувства, лишь разбудить нравственные силы, которые генетически заложены в каждого из нас. 
Этому способствует навыки слушания музыки. Она развивает способность чувствовать, мыслить, обобщать, размышлять, развивает воображение. Музыка окружает ребенка повсеместно, поэтому он испытывает ее физиологическое и психическое воздействие. Многократное восприятие музыкальных произведений помогает ребенку выявить для себя важные чувства и настроения, выраженные в музыкальных образах. Под воздействием свойств музыкального звука ребенок расширяет свой нравственно- чувственный опыт новыми переживаниями. Переживая содержание музыки, ребенок становится более отзывчивым на различные эмоции, и это позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы. В чем и проявляется воспитательное значения музыки. На музыкальных занятиях я учу детей выражать свои чувства и рассказывать о них.
Ведь духовно-нравственное воспитание и состоит в том, чтобы через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих вечных духовных ценностей, таких, как: любовь, красота, добро, сила духа, ценность жизни.
Мне не раз приходилось сталкиваться с детской пассивностью, закомплексованностью, неумением раскрывать свои возможности, поэтому, на музыкальных занятиях, я стараюсь создать благоприятный психологический климат способствующий раскрепощению ребят. Я стараюсь зажечь в малышах искорку творчества, соединить процесс обучения с естественными, для детей дошкольного возраста, интересами и переживаниями, научить радоваться, постигая окружающий мир. Основной и самый любимый вид деятельности дошкольников –это игра. Именно она приносить малышам огромную радость. Музыкальные игры, являясь одним из видов музыкальной деятельности, так же, формируют и развивают духовные качества ребенка. Например, такие музыкальные народные игры, как: «Горелки», «Где ты был Иванушка?», «Земелюшка – чернозем», «Золотые ворота»,«У дедушки Якова» и другие.
Дети с удовольствием играют в эти игры на праздниках, развлечениях и на прогулках. Хороводы стали постоянным элементом развлечений, связанных с народными традициями. 
Организуя праздники и развлечения, мы одновременно учим и воспитываем в наших детях нравственные, патриотические и культурные качества. Дети всегда ждут в саду новогодних, Рождественских праздников, праздника Масленицы. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма. Исходя из этого, в своей работе с детьми я стремлюсь добиваться того, чтобы дети были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т. д. 
Сюжетно-ролевые игры («Кого встретил колобок», «Репка» и др.), театрализация сказок («Теремок», «Заячья избушка», «Колобок» и др.), инсцениронание песен («Как и наших у ворот», «Как на тоненький ледок» и др.), помогают ребенку проявить свои творческие способности или просто выразить свое внутреннее состояние и эмоции.
Работа музыкального руководителя многогранна. В процессе работы с детьми, я использую различные формы и виды ее содержания, которые направлены на всестороннее и гармоничное их развитие. Так, игра на детских музыкальных инструментах, не только развивает чувство ритма, учит владеть приемами выразительного исполнения, навыкам совместной игры, но и расширяет кругозор и знания о происхождении музыкальных инструментов и народных традициях.
Песня открывает перед ребенком красоту мира. Слушая музыку природы, которая является ключом к пониманию и переживанию красоты мелодии, дети эмоционально готовятся к хоровому пению. Важно добиться того, чтобы они различали, в окружающей их природе, звуки созвучные песне, которую будут исполнять.
И, тем не менее, главное в работе музыкального руководителя - не только воспитать отдельный талант или развить его исполнительские качества, а в том, чтобы дети полюбили музыку, и она стала для них духовной потребностью и необходимостью.
Музыка - влиятельное средство в формировании духовно - творческой личности. Она всегда являлась самым чудодейственным, тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. 
Но воспитать ребенка нравственно с высокими духовными качествами не возможно без тесной совместной работы с семьей. Здесь важна разъяснительная работа с родителями о роли музыки в жизни ребенка, влиянии на его нравственное, психическое и физическое здоровье.
Приобщаясь к музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты и морали, окунается в ценный духовный опыт многих поколений. Закончить освещение темы хочу словами писателя Р.Роллана: « Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его». Музыкальное искусство это великая сила, влияющая на разум и душу ребенка.

Музыккальный руководитель

МБДОУ № 10 " Улыбка"

Кирьякова И.В.

19 января 2018 в 14:11

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.